Монтаж кондиционеров своими руками: схема установки сплит-систем

Содержание
  1. Принцип работы сплит-системы
  2. Каким может быть расстояние между наружным и внутренним блоками кондиционера
  3. Дополнительные опции к двухблочным кондиционерам
  4. Способы закладки трассы для кондиционера
  5. Вычисления и разметка магистрали
  6. Раскатка труб и укладка в штробу
  7. Опрессовка трассы
  8. Чистка трассы кондиционера
  9. Закрытие штробы
  10. Возможные проблемы и заломы по трассе кондиционера
  11. Монтаж трассы кондиционера – что нужно знать
  12. Стандартная комплектация сплит-систем
  13. Максимальная длина трубопроводов сплит-систем кондиционирования
  14. Как увеличить длину трассы
  15. Сколько фреона на 1 м трассы?
  16. Можно ли установить внешний блок кондиционера выше внутреннего?
  17. Этап штробления
  18. Установка трассы
  19. Протяженность фреоновой магистрали
  20. Нормы расстояния между блоками
  21. Слишком короткий трубопровод
  22. Расстояние больше стандартного
  23. В какой последовательности происходит подготовка к монтажу «трассы» кондиционера

Принцип работы сплит-системы

Для начала разберемся, как устроена домашняя сплит-система — так будет проще понять, почему важны нюансы монтажа.

Как известно, традиционный домашний кондиционер состоит из двух блоков: один устанавливается в комнате, второй закрепляется на улице, снаружи стены, на чердаке или где-то еще..

Схема сплит-системы
Между внутренним и наружным блоками есть линия, по которой циркулирует хладагент. Это замкнутая система из медных трубок, заполненных фреоном

Процесс охлаждения воздуха в помещении происходит за счет непрерывного движения фреона и его перехода из газообразного состояния в жидкое, а затем наоборот. Когда хладагент находится в газообразном состоянии, он поглощает тепло и выделяет его в жидкой фазе.

Процесс конденсации, то есть переход в жидкое агрегатное состояние, происходит при высоких температуре и давлении, а кипение, при котором газ испаряется, характеризуется низкими значениями.

Принцип работы сплит-системы
Схема, показывающая циркуляцию хладагента в замкнутом контуре между двумя модулями: испаритель расположен в корпусе настенного блока, а конденсатор — внутри наружного блока

Процесс теплопередачи выглядит следующим образом. Компрессор забирает пар из испарителя (зона 1-1), сжимает его и передает в конденсатор (зона 2-2). В этом случае хладагент сжимается до 20-25 атм. И его температура повышается до +90 ° С. Там происходит охлаждение и конденсация.

Из кондиционера (3) хладагент, уже находящийся в жидком состоянии, возвращается в испаритель (4) через регулятор потока в условиях низкого давления. Воздух в помещении нагревает жидкость, происходит закипание и переход в пар. И так процесс повторяется бесконечно.

Переход хладагента из одного агрегатного состояния в другое происходит как в теплообменниках, так и в трубах. Чтобы процесс начался и закончился вовремя, требуется определенная длина линии, поэтому важно учитывать требования к длине, установленные разработчиками оборудования. Мы разобрались с устройством и принципом работы типового кондиционера, а теперь перейдем к правилам и нормам установки его агрегатов.

Каким может быть расстояние между наружным и внутренним блоками кондиционера

Наружный и внутренний блоки кондиционера размещены на разном расстоянии друг от друга. От чего зависит этот параметр и насколько он критичен для климатических установок?

Дополнительные опции к двухблочным кондиционерам

Любая сплит-система может быть укомплектована всепогодным агрегатом, сливным насосом, козырьком или антивандальным корпусом (боксом).Установка сплит-систем

Всесезонный агрегат (стоимость 5000 руб. И выше) предназначен для увеличения диапазона рабочих температур для подразделения. При падении температуры наружного воздуха до -5 ° C большинство домашних систем кондиционирования не будет работать, так как велика вероятность замерзания испарителя и образования льда в конденсатной трубе — приборы просто не запускаются. Для создания всесезонной сплит-системы — для обогрева или охлаждения окружающей среды до температуры -30 ° C — она ​​будет оснащена «зимним комплектом». Его состав и назначение:

  • контроллер, регулирующий интенсивность вращения вентиляторного блока наружного блока. Этот блок управления измеряет внешнюю температуру и соотносит ее с режимом работы сплит-системы, установленным пользователем. Уменьшая или увеличивая скорость вращения вентилятора, контроллер устанавливает объемы воздушного потока, направляемого в конденсатор и компрессор, сводя к минимуму возможность их замерзания;
  • нагревательный элемент, установленный на корпусе компрессора, разбавляет масло, нагревая его. В холодную погоду вязкость масла увеличивается, что мешает работе компрессора;
  • ТЭН, установленный в вытяжной системе, блокирует образование ледяной пробки, обеспечивая беспрепятственный слив конденсатной жидкости из фена.

Описанные элементы полностью укомплектованной всесезонной установки необходимы для сплит-систем нижнего ценового сегмента. Если при этом конденсат сливается не на улице, а по канализации на территории отапливаемого помещения, в этом нет необходимости. А в случае кондиционера с инверторным управлением компрессорной установкой отпадает необходимость в контроллере для контроля работы вентилятора наружного блока — кондиционеры инверторного типа уже оснащены такими контроллерами.

Пытаться отапливать дом круглый год с помощью сплит-систем, оборудованных всепогодным агрегатом, в принципе бесполезно: как только температура наружного воздуха опускается ниже -15 ° C, эффективность кондиционера d воздуха падает вдвое. Такие кондиционеры способны только временно решить проблемы с отоплением, например, в межсезонье. А для поддержания температурно-влажностного режима в помещениях с бесперебойно работающим дорогостоящим электрооборудованием всепогодные подразделения — лучший выбор.

Дренажный насос (стоимость от 3000 руб.) Предназначен для повышения производительности системы отвода конденсата. Процесс охлаждения воздуха в помещении сопровождается накоплением влаги, осаждаемой воздухом на холодном испарителе внутри внутреннего разделения. Капли конденсата из испарительных труб спускаются в отстойник, а затем по дренажной трубе отводятся наружу или в канализацию. В условиях, когда резервуар для хранения находится выше, а выход из дренажной трубы ниже, жидкость течет вниз, подчиняясь силе тяжести земли. Если слив под действием силы тяжести невозможен (фиксатор фена находится ниже выхода сливного шланга) или неэффективен, требуется сливной насос.

Корпус насоса выполнен из пластика и представляет собой небольшой прямоугольный резервуар. Уровень жидкости в резервуаре определяется датчиком, который включает насос при наполнении, откачивая конденсат по дренажной трубе за пределами помещения (на улице или в канализации). Некоторые модели сплит-систем изначально комплектуются дренажными насосами, в заводском цехе.

Установка сплит-систем
Защитный козырек (цена от 1200 рублей) защитит корпус наружного блока кондиционера от повреждений, вызванных соскальзыванием сосулек и обледеневшего снега с крыши во время оттепели. Материал козырька — 2мм сталь, повредить его непросто. Однако для установки ледяной козырька над внешним разделенным блоком вам потребуется дополнительное пространство, 200 мм или более. А это, с одной стороны, усложнит процедуру установки достаточно массивного контрольно-пропускного пункта при установке под оконным проемом, с другой — помешает проведению профилактических работ в будущем, потому что разрезной кузов будет полностью скрыт от козырек. Рациональнее было бы выставить над оконным проемом сплошной и широкий козырек.

Антивандальный кожух (стоимость — в среднем 2700 руб.) Формируется из просечно-вытяжной решетки, приваренной к стальному каркасу. Он имеет форму прямоугольника и надежно защищает наружный блок кондиционера от посторонних, оставляя доступ только к нижней части устройства для профилактического обслуживания. Антивандальные крышки изготавливаются с защитными экранами или без них. Их используют при установке сплит-систем на небольшом удалении от земли, на чердаке или на крыше.

Способы закладки трассы для кондиционера

Прежде чем приступить к скалыванию стены под кондиционер, следует разобраться, какие существуют методы работы. Важно помнить, что со временем система может выйти из строя, а значит, потребуется ремонт. Таким манипуляциям легче поддается дорожка, не прикрытая стеной. Второй способ предполагает полную отделку дорожки, но это может затруднить последующую проверку работоспособности и ремонт.

Режем стену

Вычисления и разметка магистрали

У каждой модели кондиционера есть свои предельные значения длины магистрали. В бытовых настенных сплит-системах максимальная длина дорожки кондиционера колеблется от 15 до 20 метров. При превышении допустимых значений рассчитывать на заявленную производительность не приходится.

Некоторые предложения по расчету:

  1. Расстояние по высоте между наружным и внутренним блоками указано в инструкциях по установке. Для обычных кондиционеров это от 7 до 12 метров.
  2. Дренажная система может работать самотеком — под углом, или иметь собственный насос, выталкивающий конденсат в канализацию.
  3. Под потолком над комнатным блоком должно быть не менее 10 см свободного пространства для циркуляции воздуха. Если ремонт в комнате находится на примерной стадии, необходимо рассчитать, сколько останется места и какой тип потолка будет в комнате. Нарисуйте на стене прямоугольник в соответствии с размером внутреннего блока и договоритесь с мастерами по ремонту, которые выполнят последние штрихи.
  4. В комнате рекомендуется ставить кулер. Если поставить в двух комнатах мощный кондиционер, в одной всегда будет жарче.
  5. важно предусмотреть расположение мебели на этапе установки прибора, поскольку во избежание простуды нельзя направлять воздушный поток в сторону людей.
  6. В спальне не размещайте прибор над кроватью, чтобы звуки работающего оборудования не мешали глубокому сну.

Учтя все нюансы, можно переходить к установке трассы кондиционера.

Раскатка труб и укладка в штробу


На трубах не должно быть перегибов и острых краев

Перед установкой трубы разматывают по прямой. Здесь важно не наступить на нее по ошибке, потому что медь — мягкий материал и легко гнется. Обогреватели ставятся на обе трубы, диаметр которых зависит от мощности оборудования.

На соединительный кабель наносится гофра, все детали собираются и перематываются липкой лентой. Рядом с внутренним блоком необходимо оставить запас труб длиной 50 см. Рядом с наружным блоком 1 — 1,5 метра.

Далее дорожка укладывается в паз и фиксируется монтажным скотчем и дюбелями. Важно, чтобы балка не выступала за стену — это создаст проблемы при оштукатуривании.

Опрессовка трассы

Обжим требуется по соображениям безопасности. Если рабочие повреждают гусеницу, герметичная система издает громкий звук. На этом этапе возможно восстановление трассы без поломки оборудования. Также можно установить манометр для измерения давления.

Чистка трассы кондиционера

В медные трубы не должна попадать влага, так как это нарушает химические характеристики фреона, в котором образуются едкие соединения. Жидкость может повредить кондиционер и быстро испортится. Для очистки используется специальное оборудование, удаляющее влажный воздух, после чего концы труб плотно закрываются заглушками.

Закрытие штробы

Выполнив все работы, можно засыпать бороздки строительной смесью. Если коммуникации были проложены по потолку, можно продолжить ремонт и заделать потолок гипсокартоном. Накрыв ее, желательно сфотографировать положение трассы с указанием расстояния от стен, от пола, чтобы в случае повреждения стену можно было до минимума разобрать.

Когда окончательный ремонт завершен, остается вызвать мастеров или самостоятельно установить внешнее и внутреннее оборудование, а затем подключить его и проверить исправность.

В солидных компаниях в стоимость работ входит вывоз мусора после прокладки трассы. Для этого у установщиков есть пылесосы со специальными мешками для пыли. В то же время вы можете заключить договор на обслуживание своей системы, чтобы не чистить наружный блок, рискуя своей жизнью. Услуги альпинистского строительства очень дороги, и если кондиционер находится в месте, свободном от пыли и тополевого ворса, следует проводить тщательную чистку не реже одного раза в год.

Возможные проблемы и заломы по трассе кондиционера

Проблемы при установке оборудования чаще всего возникают по вине владельцев помещения, которые, не зная нюансов, требуют выполнения действий, не рекомендованных производителем:

  • Они просят поставить комнатный блок на радиатор. Кондиционер изнашивается, и компрессор быстро выходит из строя, замена которого стоит вдвое дешевле, чем все оборудование.
  • Установите мебель на пути воздушных масс. Холодный воздух быстрее вернется в кондиционер, датчик отключит систему, и в комнате станет тепло.
  • При установке наружного блока на балкон или лоджию предполагается, что они не застеклены для доступа воздуха. Если в будущем балкон все-таки будет застеклен, компрессор перегреется и вам придется заменять детали на новые.

Проблемы установщиков:

  • Изгибы и перегибы медных труб диаметром менее 10 см создают проблемы как с циркуляцией, так и с перекачкой фреона, что увеличивает нагрузку на компрессор.
  • Плохая фиксация внешнего устройства. Угроза разрушения оборудования и травмы: вибрация устройства указывает на необходимость лучшей шнуровки.
  • Неправильная стена для крепления внешнего оборудования. Крепление осуществляется только на несущие конструкции.

Для самостоятельного выполнения подобных работ необходима консультация специалиста или подробное изучение инструкции, наличие специальных инструментов и приспособлений, без которых невозможно качественно выполнить монтаж.

Монтаж трассы кондиционера – что нужно знать

В наше время почти в каждой квартире в новом доме установлен кондиционер

проводится в 2 этапа. Сначала проводится подбор и прокладка необходимых коммуникаций, что требует учета всех нюансов. Поэтому первый этап самый сложный, кропотливый и ответственный. Чтобы уберечь вас от множества ошибок, я расскажу о важных особенностях установки «трека».

Для тех, кто плохо понимает, что такое «трек» для «кондера», вкратце дам информацию:

  1. Для домашнего использования широко используются стеновые перегородки. Этот тип кондиционера состоит из двух блоков: внутреннего и наружного.
  2. Блоки соединены между собой проводами и трубами (по которым движется фреон). В дополнение к этому из внутреннего блока удаляется труба для слива конденсата (воды). Вся связка коммуникаций обычно называется «дорожкой».
  3. Чтобы «спрятать» такую ​​линию в стене, кондиционер устанавливают в 2 этапа.

Стандартная комплектация сплит-систем

Вместе с двумя блоками сплит-системы, пультом ДУ (обычно без батареек), регистрационным удостоверением, инструкцией и гарантийным талоном в комплект двухблочных кондиционеров может входить также медная газовая труба длиной от 7 до 10 м. Если кто-то рассчитывает создать на основе этой конфигурации полноценную систему кондиционирования, он глубоко ошибается.

Чтобы оборудовать дом сплит-системой кондиционирования, вам непременно понадобятся:

  • электрокабель, оптимально ВВГ двухжильный (при наличии заземления — трехжильный) сечением не менее 2,5 мм2 каждый. Длина кабеля определяется расстоянием между блоками сплит-системы и удаленностью от розетки. Средняя стоимость одного погонного метра электрического кабеля 60 руб.;
  • стальная рама для крепления наружного блока, два угловых кронштейна в случае установки на вертикальной поверхности или пьедестал (подиум) для размещения на крыше. Обе каркасные конструкции должны выдерживать вес не менее 70 кг; при большей массе наружного блока выбираются модели с усиленным каркасом. Заводские кронштейны в комплекте стоят около 950 руб.;
  • труба для отвода конденсата из армированного поливинилхлорида. Один погонный метр такой трубы обойдется в 40 руб.;
  • трубчатая изоляция для фреонового контура — 12 рублей за метр;
  • термолента, защищающая изоляционное покрытие линии от ультрафиолета — 220 руб с катушки;
  • вилка для подключения к розетке двух- или трехконтактная (на заземление) — 90 руб.

Если в упаковке нет медной трубы с разъемными блоками, то ее нужно покупать отдельно — примерная стоимость одного погонного метра, повторяю, 350 рублей. Учтите, что вам необходимо приобретать медную газовую трубу, а не ту, которая рассчитана на циркуляцию воды. Медная водопроводная труба дешевле, но ее швы менее стойкие и плохо удерживают газовый фреон, он обязательно вытечет наружу. Кроме того, водопроводящая труба с продольным стыком или без него выдержит давление не более 10 атмосфер. Но контур хладагента, загруженный устаревшим хладагентом R22, развивает давление 24 атмосферы, а с фреоном R410A — около 41,5 атмосферы.

Максимальная длина трубопроводов сплит-систем кондиционирования

Прежде чем рассматривать такой, казалось бы, простой предмет, как максимальная длина труб (откройте каталог производителя и посмотрите, какая максимальная длина), хочу задать вопрос: «Что такое инженер по нашей специальности?» Что он смотрит в справочнике и дает то, что там написано? Но это может сделать даже нормальный менеджер, поэтому никаких знаний гидравлики и термодинамики не требуется. Пожалуй, инженер — это специалист, который видит немного глубже каталожных номеров. Специалист, который может объяснить, откуда берутся эти цифры.

Помню, был спор с уважаемым человеком, который в защиту рекламных каталогов сказал следующее предложение: «Если у меня есть инструкция, как построить синий дом, то я не могу построить на нем красный дом, так как это было бы быть нарушением инструкции…»

Таким образом, инженер — это человек, который может построить «дом» любого цвета: понять, что такое фундамент, несущие стены, перекрытия и крыша здания. Неважно, какого цвета будет дом.

У сплит-систем кондиционирования есть важная особенность: максимальное расстояние от наружного блока до внутреннего блока. Кроме того, на реальных объектах этот параметр часто становится решающим при выборе кондиционера.

Чем выше охлаждающая способность кондиционера, тем большее расстояние допускает производитель (что наглядно показано в Таблице 1).

Максимальная длина труб для сплит-систем кондиционирования. 2/2020. Фото 1

Для холодных моделей мощностью 2 кВт максимальная длина трубопроводов, как правило, составляет 15 м, а для полупромышленных моделей мощностью 7 кВт и выше — до 50 м. Для некоторых моделей длина трубопровода может достигать 100 м.

Однако часто забывают одну важную деталь: производительность кондиционера в каталогах указывается при стандартной длине трубы 7,5 м, а при максимальной длине трубы производительность кондиционера будет ниже. Как минимум — взглянем на данные в таблице. 2.

Максимальная длина труб для сплит-систем кондиционирования. 2/2020. Фото 2

В принципе, потери мощности невелики: для 71-й модели длиной 30 м (эквивалентная длина) потери при работе в холодном состоянии составляют всего 3,2% мощности. С другой стороны, для модели 140 ° потери на 50 м длины уже составляют 17 %.

Теперь нужно обратить внимание на теорию.

Максимальная длина труб для сплит-систем кондиционирования. 2/2020. Фото 3

На рис. 1 показан классический цикл фреона в контуре кондиционера. Обращаю внимание читателя на то, что это цикл для любой системы на фреоне R410a и цикл не зависит от производительности кондиционера или марки. Начнем с точки D, где при «начальных» параметрах (температура +7 5 ° C, давление 27,2 бар) фреон попадает в конденсатор наружного блока. В настоящее время фреон представляет собой перегретый газ, который сначала охлаждается до температуры насыщения (около +4 5 ° C), затем начинает конденсироваться, а в точке A он полностью переходит из газа в жидкость. Затем жидкость переохлаждена в точке А (температура +4 0 ° C). Оптимальным переохлаждением считается + 5 ° С. После теплообменника наружного блока хладагент попадает в дроссельное устройство это термостатический расширительный клапан (ТРВ) или «капиллярный клапан» и его параметры меняются до точки В (температура + 5 ° С. C, давление 9,3 бар).

В этом случае важно, чтобы после дросселирования в жидкостной трубопровод поступала именно смесь жидкости и газа. Чем больше количество переохлажденного фреона в конденсаторе, чем больше доля жидкого фреона, поступающего во внутренний блок, тем выше эффективность кондиционера.

В-С — процесс закипания фреона во внутреннем блоке с постоянной температурой около 5 ° C, С-С´ — перегрев фреона до +1 0 ° C.

С´-L — процесс всасывания фреона в компрессор и одновременно потеря давления. Точно так же D’-M.

LM — процесс сжатия газообразного фреона в компрессоре с повышением давления и температуры.

Потеря напора при гидравлическом сопротивлении по длине трубопровода выражается разновидностью известной формулы Дарси-Вайсбаха:

Максимальная длина труб для сплит-систем кондиционирования. 2/2020. Фото 4

где P1 и P2 — давление на входе и выходе из трубопровода, Па; l — длина трубопровода, м; d — внутренний диаметр трубопровода, м; λ — коэффициент потерь на безразмерное трение по длине; V — расход, м / с; khydr — гидравлические характеристики сети; — плотность жидкости, кг / м³. Как видно, перепад давления в системе зависит от скорости фреона V и от гидравлических характеристик гидросети.

Рекомендуемая скорость движения теплоносителя: для жидкостных труб — от 0,3 до 1,2 м / с; для газопровода — 6-12 м / с.

Что будет с кондиционером, если гидравлические характеристики сети увеличатся (из-за увеличения длины или большого количества местных сопротивлений)? Увеличение потерь давления в газовой магистрали приведет к падению давления на входе в компрессор. Компрессор всасывает хладагент с более низким давлением и, следовательно, меньшей плотностью. Расход хладагента уменьшится. На выходе компрессор будет подавать меньшее давление и температура конденсации снизится. Более низкая температура конденсации приведет к более низкой температуре кипения и замерзанию газовой линии.

Если в жидкостном трубопроводе происходят большие потери давления, процесс окажется еще более интересным, так как мы обнаружили, что фреон находится в насыщенном состоянии в жидкостном трубопроводе, а точнее, также смесь пузырьков жидкости и газа, и любая потеря давления приведет к небольшому закипанию хладагента и увеличению доли газа. Увеличение доли газа приведет к резкому увеличению объема парогазовой смеси и увеличению скорости движения по жидкостному трубопроводу.

Увеличение скорости движения снова вызовет большую потерю давления, поэтому процесс будет «снежным комом».

Условный график удельных потерь давления в зависимости от скорости движения фреона в трубопроводе показан на рис. 2. Его также можно отобразить в виде графика потерь давления по длине. Если, например, потеря давления при длине трубы 15 м составляет 400 Па, то при увеличении длины труб вдвое (до 30 м) потеря давления увеличивается не вдвое до 800 Па, а в семь раз — до 2800 Па.

Максимальная длина труб для сплит-систем кондиционирования. 2/2020. Фото 5

Максимальная длина труб для сплит-систем кондиционирования. 2/2020. Фото 6

Поэтому простое удвоение длины трубопровода по сравнению со стандартной длиной становится фатальным для кондиционера.

Как правильно увеличить длину дорожек сверх нормативных допустимых значений?

Для этого необходимо решить две проблемы. Проблема № 1 — проблема повышенных потерь давления по длине в трубопроводах системы.

Как мы выяснили, увеличение потерь давления приводит к резкому снижению холодопроизводительности кондиционера, снижению расхода фреона и перегреву компрессора. Что, в свою очередь, приведет к заклиниванию или подгоранию обмоток двигателя. Чтобы этого не происходило, нужно снизить удельные потери давления за счет уменьшения скорости движения в трубопроводах. То есть просто увеличить диаметры труб. Уменьшение скорости фреона вдвое снижает потери давления в четыре раза — формула (1) — и, следовательно, в такое же количество раз позволяет увеличить длину труб.

Чтобы проверить это на реальном оборудовании, давайте еще раз взглянем на таблицу. 2:

  • потери холода для моделей 71 ° и 140 ° при длине 50 м;
  • модель 71 — поправочный коэффициент 0,94 (потеря 6 %);
  • модель 140 — поправочный коэффициент 0,829 (убыток 17,1 %).

Это означает, что потеря давления уменьшилась в 17,1 / 6 = 2,85 раза.

140-я модель ровно вдвое мощнее 71-й, а конвейеры такие же (? и?). Таким образом, скорость движения фреона ровно в два раза ниже. Потеря давления, которая подчиняется квадратичной зависимости скорости, должна составлять около 3-6%. Действительно, меньше, так как ориентир идет не с 0 м, а с 7,5 м.

То есть при уменьшении скорости фреона вдвое потеря давления также уменьшается минимум вдвое (на практике даже более чем в два раза).

Теперь давайте еще раз взглянем на таблицу. 1. Диаметр жидкостной линии 6,35 мм работает как в системе 2 кВт, так и в системе 7,1 кВт. На модели мощностью 7 кВт длина шланга может достигать 30 м, что означает отсутствие критических потерь давления при такой длине. Доступное давление компрессора, как мы уже выяснили, не зависит от мощности кондиционера. Поэтому одинаковые жидкостные магистрали для моделей от 2 до 7 кВт объясняются отсутствием труб меньшего диаметра. Для моделей от 2 до 5 кВт жидкостная магистраль берется «с запасом». Но диаметр трубопровода выбран ближе к реальным значениям, поэтому его сечение изменяется от 9,52 до 15,88 мм.

Сказав все это, можно составить следующую таблицу. 3.

Максимальная длина труб для сплит-систем кондиционирования. 2/2020. Фото 7

Потери мощности на максимальной указанной длине составят 10-15%. Как следует из таблицы. 2 допустимы потери мощности до 20 %.

Проблема № 2 — возврат масла в компрессор. Увеличивая диаметр трубопровода, мы снижаем скорость движения теплоносителя, а значит, может возникнуть эффект отрыва и застоя масла в трубопроводах и «масляных ловушках». Чтобы этого не происходило, некоторые наружные блоки оснащаются специальными устройствами — маслоотделителями. Но на большей части «снаружи» маслоотделителей нет. Проблема отделения масла была более типичной для фреона R22. Прежде всего потому, что вязкость минерального масла, используемого с фреоном R22, выше, чем у полиэфирного масла для фреона R410a. Во-вторых, плотность R410a выше, доступное давление выше, поэтому диаметр трубопровода на один или два размера меньше.

В любом случае допускается увеличение диаметра газопроводов на горизонтальных участках. То есть на вертикальных участках трубопровода необходимо использовать стандартный диаметр (каталог), а на горизонтальных участках можно перейти на диаметр большего участка.

Пример: в жилом комплексе города Перми на каждом этаже здания отведены специальные помещения под наружные блоки кондиционеров (рис. 3). Но протяженность газопроводов, возникающая в этом случае, достигает 40 м. Максимальная длина для отечественной серии любого производителя — 25 м. Однако если диаметр газопровода увеличить до ½, длина Длина газопровода может достигать 40 м. Смонтирована отечественная модель RAC35.

Максимальная длина труб для сплит-систем кондиционирования. 2/2020. Фото 8

Участок возле наружного блока делается стандартным (¼,?), Затем на расстоянии около 1 м осуществляется переход газопровода на диаметр ½ сваркой, а затем вплотную к внутреннему блоку обратный переход на ?. Жидкостная трубка без изменений.

По этой схеме уже установлено более десяти кондиционеров. Первый был более пяти лет назад. Все кондиционеры исправно работают.

Выводы

1. Увеличение максимальной длины трубопровода возможно с увеличением диаметра трубопровода. Рекомендации представлены в таблице. 3.

2. Увеличение диаметра трубопровода возможно только на горизонтальных участках.

3. Одновременно необходимо выполнить дополнительную заправку хладагента для большей длины жидкостного трубопровода в соответствии с таблицей. 4.

Как увеличить длину трассы

Бывают случаи, когда внутренний блок находится в 30-40 метрах от дома. Особенно это актуально в новых домах, где на полу есть специальные балконы для установки наружных блоков. Да, балкон у всех квартир на этаже. Самая дальняя квартира может быть легко расположена в 40 метрах. Здесь можно сколько угодно возмутиться дизайном, но, к сожалению, выхода нет.

Чтобы кондиционер работал с такой длиной пути, необходимо увеличить диаметр газовой трубы (самой толстой) внутри нее на один размер, а именно.:

  • вместо 3/8 поставить 1/2;
  • вместо 1/2 ставим 5/8.

Важный нюанс — это можно делать только на горизонтальных участках. По вертикали: все диаметры должны соответствовать указанным в инструкции. Вот пример с кондиционером на 2,5 кВт (09).

Диаметр газопровода увеличен до 1/2 на горизонтальных участках.

При установке кондиционера настоятельно рекомендуется обращаться только к высококвалифицированным специалистам и контролировать работу монтажной бригады во избежание возможных неисправностей как при установке, так и в дальнейшем — при эксплуатации системы охлаждения.

Обновление от 10.03.2020: Есть модели, которые могут эффективно работать на трассе 35-40 м без описанных выше шагов. Вот список.

Сколько фреона на 1 м трассы?

В среднем на один метр пути приходится около 15 граммов фреона. Производитель объявляет количество фреона в кондиционере, используя информационную таблицу корпуса. В более слабых моделях он может составлять 90 грамм, в мощных сплит-системах до 600 грамм.

Можно ли установить внешний блок кондиционера выше внутреннего?

Перепад высоты между блоками должен быть минимальным. Это нужно для того, чтобы не перегружать компрессор. Внешний блок желательно разместить под внутренним… Результатом неправильной установки, в данном случае, может стать выход из строя компрессора, и ремонт, соизмеримый со стоимостью нового кондиционера.

Этап штробления

Разметка паза под кондиционер производится несколькими способами. Это зависит от дренажной системы:

  1. Если все трубы — фреоновая и сливная — идут рядом друг с другом, углубление делается с наклоном в 3 градуса, чтобы конденсат не застаивался.
  2. Если слив расположен отдельно, то уклон желоба нужен только для сливной трубы. Трасса фреона прокладывается без уклона. Его можно выполнять как по потолку, так и по стенам.
  3. Если нет возможности слить дренажную жидкость самотеком, необходимо предусмотреть установку насоса, с помощью которого вода будет удаляться из системы.

При разметке паза не следует делать резких поворотов, так как согнуть трубы за такой поворот будет невозможно. Следует избегать острых углов, иначе будет залегание медных трубок и фреон не будет свободно циркулировать.

Выемка выполнена шириной 60 мм и высотой 40 мм. Для дренажной трубы глубиной 20 мм и шириной 20 мм. Работа ведется нарезчиком стен. Обычная болгарка и стамеска не подходят, так как могут разрушить стену. В панельном доме это может снизить несущую способность стен.

У оригинальных моделей подводка для глаз с левой стороны. В китайских кондиционерах воздухозаборники иногда бывают справа.

Установка трассы

Монтаж осуществляется в несколько этапов:
1 подготовка:

  • Выбрать место для установки внутреннего блока сплит-системы в квартире;
  • Выбор мощности и дополнительных функций устройства;
  • Выбор типа кондиционера (инверторный или двухпозиционный);
  • Определение точного диаметра труб для будущих работ;
  • Определение точного расстояния от потолка, прилегающей стены, других предметов рядом с устройством.

Закладка трека

2 установка:

  • Подготовка стен — монтажники проделывают отверстия для пропуска через них медных труб трассы (здесь необходимо учитывать теплоизоляционную оболочку на трубах и просверливать отверстия достаточного диаметра);
  • В стенах проделываются пазы, в которых будут располагаться медные трубы дорожки;
  • Внутренний блок кондиционера временно устанавливается на место, чтобы измерить расстояние, которое будет максимальной длиной пути, и на основании этого определить длину труб (при резке труб необходимо использовать высокие качественный инструмент: один специальный труборез, иначе края будут неровными и добиться полной заделки не удастся);
  • Трасса труб прокладывается аккуратно (важно избегать резких изгибов и использовать специальные приспособления для гибки во избежание микроповреждений);
  • Концы труб подвергаются механической обработке, соединяются с патрубками на внутреннем и внешнем блоках сплит-системы, скрепляются гайками и герметиком (после этого гайки откручивать нельзя, иначе можно повредить важные детали кондиционера).
  • Система проверена на герметичность.

Установка маршрута

3. Завершение:

  • Подключен электрический кабель;
  • Ведутся финальные отделочные работы;
  • Агрегат вешается на стену, система проверяется на исправность и включается.

Маршрутное соединение
При установке трассы кондиционера необходимо соблюдать инструкцию и учитывать ряд правил и нюансов, поэтому для установки лучше нанять квалифицированных специалистов. От этого будет зависеть качество кондиционера и срок его службы.

Протяженность фреоновой магистрали

Пользователи оборудования HVAC часто спорят о расстоянии от внешнего блока кондиционера до внутреннего блока, а затем экспериментируют с установкой. Их можно понять: иногда особенности интерьера или планировки комнат требуют увеличения длины трубопровода.

Внутренний замок возле окна
Традиционно внутренний настенный модуль крепится к потолку, возле окна. Это связано с ограничением длины фреоновой магистрали и условиями установки внешнего блока

Но профессиональные установщики точно знают, что произвольно увеличивать или уменьшать длину трубопровода невозможно. Ведь отклонение от требуемых параметров сразу сказывается на работоспособности кондиционера.

Разберемся, какими должны быть правила установки и почему их нельзя менять.

Нормы расстояния между блоками

Нормы монтажа устанавливаются производителем. Если вы воспользуетесь инструкцией, в разделе установки вы найдете рабочие схемы и параметры, которыми вы должны руководствоваться при установке.

Как правило, указывают максимальную длину трассы, о минимальной ничего не говорится. Но в комплекте с блоками вы найдете медные трубы для их подключения — ни в коем случае не укорачивайте.

Медная труба для кондиционера
Медь признана лучшим материалом для производства фреоновых линий. Если трубы были повреждены в процессе установки, то для замены использовать аналогичные и больше никого нельзя

Длина трубопровода зависит от модели.

Для жилых сплит-систем с внутренними стенками действуют следующие правила:

  • максимальное расстояние между блоками — 15 м или 20 м (реже — 10 м);
  • минимальное расстояние между блоками — 3, 4, 5 м (по длине трубы, входящей в комплект).

Точные данные указаны в технической документации на конкретную модель.

Таблица технических данных
Пример того, как технические данные отображаются в руководстве. Значения длины трубопровода для фреона для модели Dahatsu DA-09H без заправки и при условии дополнительной заправки хладагентом

По параметрам, приведенным в таблице, видно, что при удлинении пути требуется дополнительное заполнение контура фреоном.

Если сплит-система оснащена 5-метровым шлангом, его нельзя укорачивать. Что будет, если расстояние между блоками всего 3 м, а труба 5 м? Просто нужно аккуратно завернуть его в большие петли, не ломая и не перекручивая, а оставшиеся 2м спрятать в один из блоков.

Слишком короткий трубопровод

Если производители не указывают минимальную длину фреоновой магистрали ни в одном из доступных источников (бумажная или электронная инструкция, видео), то ориентируйтесь на общепринятое значение — 3 м. Сделать более короткий путь нельзя.

Если мы вспомним, как происходит процесс перехода хладагента из одного состояния в другое, то поймем, что короткой трубки просто недостаточно для полного превращения вещества. Фреон, не успевший превратиться в газ в испарителе, попадет в компрессор в виде жидкости, чего нельзя допускать.
Слишком короткая линия может привести к гидроудару, в результате чего «вылетят» клапаны, выйдет из строя компрессор и придется дорого заплатить за ремонт новой сплит-системы

Последствия установки слишком короткого трубопровода бывают разные:

  • поломка деталей кондиционера;
  • переход колебаний от внешнего модуля к стене;
  • необычные для кондиционера шумы — бульканье фреона в трубопроводе.

Перечисленные проблемы можно устранить только увеличив длину трубопровода. Как видите, небольшой нюанс редактирования оказался очень важным.

Расстояние больше стандартного

Как вы уже знаете, максимальная длина фреоновой магистрали ограничена 20 метрами. Это значение актуально для бытовых моделей со средней производительностью 2,5-3 кВт. Но для полупромышленных агрегатов 8-9 кВт используются другие ограничения — длина трубопровода увеличивается до 50 м.

Можно сделать вывод, что параметры расстояния между блоками разделенных систем напрямую связаны с такой технической характеристикой, как производительность.
При необходимости подачи свежего воздуха в помещения, удаленные от наружного блока сплит-системы, установите кондиционеры других типов, например канальные или кассетные

Самое опасное, что может случиться при слишком большой длине трубопровода, — это падение давления. К тому же негативные последствия ждут оба направления — газовое и жидкостное.

Если давление газа падает до того, как он попадает в компрессор, оно также падает на выходе. В результате снижаются температурные параметры, происходит замерзание.

Специальной функции обогрева линии нет, поэтому компрессор перегревается и выходит из строя из-за нагрузки. Об особенностях диагностики компрессора и способе его ремонта вы рассказывали в статье: Как проложить дорожку кондиционера: характеристики устройства связи

Снижение давления на участке трубопровода с жидким фреоном приводит к тому, что доля газов увеличивается. Высокое содержание газа увеличивает скорость движения теплоносителя, что приводит к еще большему падению давления. В таких условиях нормальная работа кондиционера просто невозможна.

Но выход есть: для уменьшения потерь давления в магистрали диаметр медной трубы увеличивают. Для этого воспользуйтесь формулой:

Формула для расчета давления
Если значение скорости уменьшить в 2 раза, потеря давления уменьшится в 4 раза, поэтому длину трубопровода теоретически можно увеличить в 4 раза, на практике — в 2 раза

Профессиональные установщики рекомендуют увеличивать длину фреоновой магистрали только на горизонтальных участках.

Чтобы не прибегать к сложным расчетам, рекомендуется увеличить диаметр газовой трубы (он немного толще) на 1 размер: то есть заменить 3/8 на 1/2, 1/2 — на 5/8, и так далее

Схема удлинения тракта кондиционера
Пример замены труб на более широкие при удлинении пути до 40 м

Не рекомендуется самостоятельно проводить как обычный монтаж кондиционера, так и замену труб. Опытные профессионалы лучше всех знают, как справляться со сложными делами и избегать проблем.

В какой последовательности происходит подготовка к монтажу «трассы» кондиционера

Такая последовательность будет актуальна как для владельцев квартир, так и для монтажников:

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сначала определяется расположение кондиционера (расположение внутреннего блока в комнате).
  2. Далее выбираем мощность охлаждения устройства.
  3. Так что желательно определиться с типом «Кондера» (инверторный или вкл / выкл) и выбрать будущую модель. Теперь при укладке «рейки» будут учитываться габариты и трубы данной модели. Когда приходит время покупать кондиционер, вы можете выбрать ту или иную модель (но НЕОБХОДИМО учитывать размер и диаметр трубок для нового устройства).
  4. Согласовываем точные черточки для внутреннего блока:
  • выемка от потолка и багеты;
  • выемка от штор или стен.

Прокладывается «дорожка» с трубой необходимого диаметра. Подробнее об этом процессе я напишу ниже.

  1. Заказчик подносит шнур к кондиционеру и продолжает отделочные работы («дорожка» оштукатурена).
  2. После отделки блоки вешают на стены и подключают к отходящим коммуникациям. Система откачана и запущена.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Читайте также: Система вентиляции в школе: как оборудуется в столовой и актовом зале
Оцените статью
Блог про вентиляцию